Аюрведа Сознание Ум Метафизика

Аюрведа. Пять элементов и ум

31 января 2016

Древняя аюрведическая философия рассматривает Вселенную как многоуровневое сочетание материи, энергии и сознания, параллельных друг другу и взаимодействующих между собой, объединяясь в гигантскую структуру, подобную лотосу или кристаллу. Мы являемся такой же частью природы, как растения, животные, минералы, океаны или планеты. И, так же, как и природа, согласно Аюрведе, состоим из комбинаций пяти первоэлементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Наш ум отражает космический разум, его структура подобна структуре всего мироздания. В нем происходят процессы, подобные погодным явлениям, взаимодействуют стихии огня, дождя или ветра, проявляющиеся в наших эмоциях, светлом состоянии осознанности или, наоборот, полудреме, переходящей в глубокий сон.

Для ума, конечно, основным элементом является эфир. Ум напоминает пространство, и, чем больше он развит, тем оно обширнее. Недаром людей ограниченных, не способных посмотреть на явления с разных точек зрения, часто обвиняют в «узости ума». Суженное пространство ума в основном и является причиной страданий. Подобно птице в клетке ум, запертый в своих ограничениях, не может постигнуть высшее блаженство и покой свободного полета в небе.

Наш ум подвижен и этим он напоминает ветер. Ему свойственно постоянно координировать тело и чувственное восприятие, собирать информацию, сравнивать и давать оценки различным явлениям и предаваться эмоциям. Конечно, эфир и воздух для ума — основные элементы. Но ему присущ и огонь, подобный свету, дающему восприятие и понимание. Водные качества ума проявлены в эмоциях и способности к эмпатии. Наши же привязанности и память подобны стихии земли с ее инертностью и тяжестью.

Конечно, первоэлементы проявлены в составе ума в своих наиболее тонких свойствах. Движение ума быстрее ветра, огонь, или свет разума, проникает в самые сокрытые уголки мира, человеческие эмоции, подобные водной стихии, на самом деле более легки, чем воздух, а память или привязанность трудно оценить в килограммах или паскалях.

Первоэлементы ума порождают более плотные формы материи, являясь их каузальным, причинным планом. По Аюрведе ум человека состоит из трех основных уровней: внешнего, внутреннего и промежуточного. Каждому уровню соответствует в большей степени один из первоэлементов, наделяя его своими свойствами и обеспечивая его функции.

Внешний ум, или манас — это та часть, в которой доминируют чувственное восприятие и эмоции, он играет наибольшую роль в нашей обычной деятельности, отвечает за наши внешние проявления, порождает различные мыслеформы и сам же привязывается к ним. Люди в обычной жизни именно манас считают своим разумом и отождествляются с ним. Его аспектом является вода, дающая возможность строить планы, воображать и конструировать свою реальность, взаимодействовать с внешними объектами, принимая их или отвергая, испытывать по их поводу желания или страхи. На этом уровне вода играет и созидательную роль воли, воплощающей наши проекты в действительность.

Глубинное сознание — это ядро наших чувств, поле энергий, хранилище наших потаенных наклонностей, которые могут быть скрыты на протяжении всей жизни. Можно назвать его внутренним умом, или читтой. Внутренний ум не является нашим истинным «Я», т.к. все еще обусловлен, и ближе всего к тому, что часто имеется в виду под терминами «подсознание», «бессознательное» и даже «сверхсознательное». При обычных обстоятельствах человек не воспринимает этот уровень. Его стихия — воздух, помогающий чувствовать свое существование, меняться, реагировать и трансформироваться. Он действует в ограниченном поле энергий, а центром его является область сердца. Буддхи, промежуточный ум, связан по своей природе со стихией огня. Это разум, освещающий предметы и явления своим светом. Он способен различать и сравнивать, рассуждать, принимать рациональные решения и достигать понимания. В то время, как большая часть ума, глубинное сознание, скрыто от нас, разум доступен человеку как объект наблюдения.

В то время, как большая часть ума, глубинное сознание, скрыто от нас, разум доступен человеку как объект наблюдения.

Аюрведа утверждает, что все три уровня проявляются между двумя уровнями «Я». Внешнее «Я» называется эго. Его стихия — земля. Наше восприятие себя как ограниченной личности, тождественной физическому телу, действующей в пространстве в каком-то промежутке времени — это проявления эго. Под его диктовку человек стремится к приобретению имущества и к тому, чтобы кем-то стать в глазах общества. Но благодаря внешнему «Я» мы вообще способны совершать действия в этом мире, а направление действия зависит уже от многих причин — например, решений разума.

Внутреннее «Я» — это высшая сущность человека, его душа. Она отражается в пространстве ума, как сознательный наблюдатель, который способен «видеть» деятельность всех его уровней, как только выходит за пределы его ограничений, если мы обретаем способность к отрешенности. Эфир, его тонкая составляющая, и является в уме изначальным пространством, в котором уже происходят различные явления и действуют энергии. Мысли и эмоции, в этом пространстве эфира подобны облакам в небе.

Природа внутреннего «Я», или Атмана, связанная с качествами эфира, в противоположность «земным» свойствам эго, позволяет нам не отделять себя от других существ, а чувствовать свое единство с ними. Личность сливается со вселенским «Я», становясь свободной. Высшее «Я» таким образом находится за пределами всех уровней ума, это — чистое, ничем не обусловленное сознание.

(По материалам книги Д.Фроули «Аюрведа и ум»)

Источник: om-center.ru

Комментарии Facebook
ТЕГИ
НЕДАВНИЕ ЗАПИСИ
Йоги Алламанатх

Моё духовное имя — Йоги Алламанатх Махарадж. Это имя получил от своего Гуру в Традиции Натхов, Йоги Матсьендранатха Махараджа, который в данный момент активно представляет Традицию Натхов на Западе. Являюсь преподавателем школы Йоги Натхов в Москве, также провожу программы по йоге в странах СНГ и в Индии.

Архивы